Такие провода нужны в экстренной ситуации, когда аккумулятор автомобиля разрядился, зарядно-пусковое устройство недоступно (дело происходит вдали от гаража, а заводить автомобиль буксировкой по каким-либо причинам нельзя.
Вот тут нужны провода, чтобы соединить хорошо заряженный аккумулятор чужого автомобиля с вашим, чтобы от этого чужого аккумулятора завести свой двигатель. При исправном двигателе вашего автомобиля на это уйдет 5 ..20 с работы стартера. Однако за это время провода должны пропустить через себя 100...200 А, да так, чтобы на них самих падение напряжения было минимальным.
Важно, что "прикурить'' можно далеко не от каждого автомобиля. Современные импортные автомобили напичканы электроникой, и им желательно воздерживаться от любых контактов с бортовыми сетями других автомобилей. Дело в том, что от резких бросков напряжения в бортовой сети может нарушиться работа их бортовых компьютеров или стереться информация в "памяти" компьютера.
Однако отечественные автомобили старого образца: АЗЛК, ИЖ, ВА32101/07, ГАЗ-24 и др. вполне могут дать "прикурить" без всякого риска для себя.
Как правильно "прикуривать"?
При проведении этой процедуры надо не навредить и своему автомобилю, и чужому. Последовательность действий должна быть такой:
1. Заглушают двигатель чужого автомобиля.
2. Отключают от своего аккумулятора отрицательную клемму.
3. Подключают специальные провода для "прикуривания" в следующей последовательности:
"+" провод подключают вначале к "+"своего неисправного аккумулятора, а затем к "+" исправного чужого (если сделать наоборот, то можно закоротить провод на "массу" автомобиля и вывести чужой аккумулятор из строя);
провод подключают одним концом к "массе" своего двигателя поближе к стартеру или к снятому со своего аккумулятора выводу, а вторым концом - к клемме чужого аккумулятора.
4. Заводят двигатель своего автомобиля.
5. Подсоединяют к разряженной батарее отрицательный провод и отсоединяют провода в обратной последовательности. Главное, исключить возможность замыкания.
6. При первом же удобном случае разбираются в причинах разряда батареи и устраняют их.
Чтобы случайно не перепутать между собой два пусковых провода, они должны быть разного цвета.
Какой ток должны выдерживать провода "прикуривателя", без заметного падения напряжения на них?
Реальная величина тока, потребляемого стартером при пуске мотора, зависит не только от типа двигателя (степени сжатия, числа цилиндров, мощности и т.п.), но и от других факторов: вязкости залитого масла, температуры. К примеру, стартер от автомобиля ГАЗ-24 типа СТ230 на холостом ходу потребляет примерно 80 А, при номинальной мощности около 300 А, а в режиме полного торможения - целых 550 А. В то же время при работе стартера грузовика типа ГАЗ-3309 ток может достигать 800 А. А при таких токах даже небольшое паразитное сопротивление (вроде окисной пленки на клеммах батареи) вызывает заметное падение напряжения.
В соответствие с законом Ома, напряжение в электрической цепи распределяется пропорционально сопротивлению ее отдельных участков. Поэтому мощный стартер не будет работать при наличии в цепи соединения его с аккумулятором паразитного сопротивления всего 0,1 Ом. Поэтому хорошие "пусковые" провода должны быть толстыми: чем толще провод, тем меньше его сопротивление.
Хорошие провода "прикуривателя" при длине 1,5 м имеют падение напряжения чуть больше 1 В при токах до 100 А и до 2,3 В при токе 200 А.
Выпускаемые отечественной промышленностью провода "прикуривания" рассчитаны на ток 260 А и имеют сечение не менее 6 мм2 . Для обеспечения тока 400 А сечение провода должно быть не менее 10 мм2.
Примером таких изделий могут служить провода типа САА. Они выпускаются типа САА-2,0 и САА-2,2 - 2x6 мм2, рассчитанные на ток 260 А, и типа САА-2,5 - 2x10 мм2, рассчитанные на ток 400 А.
Предельное падение напряжения на проводах для "прикуривания" не должно превышать 4 В при токе 200 А. Кроме того, в таких проводах должно быть соответствующее качество заделки наконечников, они должны быть залужены. В соединителе типа "крокодил” должны быть заделаны не только провода, но и их изоляция. Если провода заделаны плохо, то после каждого подключения часть токонесущих жил будет отламываться, сопротивление провода начнет расти, пока соединитель не выйдет из строя.
Таким образом, неоправданно тонкие "пусковые" провода, да еще в совокупности с плохой заделкой - это сплошные дополнительные сопротивления, которые не позволят нормально "прикурить".
Зажимы типа "крокодил" на "пусковых" проводах не должны быть кривыми, иначе они скоро обломаются. Слабенькие, перекошенные "крокодилы" безопасны для водительских пальцев, но сломаются довольно скоро.
К сожалению, следует отметить, что на рынке встречаются не просто тонкие "пусковые” провода, но и провода с настолько плохой заделкой наконечников, что уже при токе через них около 70 А в месте обжима провода идет дым.
Все указанные выше соображения следует принимать во внимание при покупке на рынке или самостоятельном изготовлении "пусковых" проводов.
А. И. Иванов
Смотрите также: Электроника для авто