Речь пойдет о необычном замке зажигания автомобиля, который представляет собой набор магнитоуправляемых герметичных контактов (герконов), размещенных под декоративным покрытием приборного щита автомобиля.

Герконы соединяются друг с другом согласно принципиальной схеме, приведенной на рис. 32. В исходном состоянии все контакты разомкнуты. Питание 12 В не поступает ни на реле Р2, ни на реле Р1 система зажигания и стартер выключены. Включение зажигания возможно только при замыкании герконов ГК1, ГК3, ГК5 а пуск двигателя — при замыкании геркона ГК2. Для замыкания требуемых контактов надо воспользоваться особым магнитным ключом. Он представляет собой пластмассовый брелок, в котором находятся небольшие постоянные магнитики. Число их равно числу герконов в замке, и расположены они так, что при совмещении ключа с замком каждый магнит находится перед соответствующим герконом. Понятно, что это вызовет замыкание контактов ГК1, ГК3,ГК5    и подачу питания на реле Р2, включающего зажигание двигателя. Для включения стартера в ключе предусмотрен отдельный магнит 1, который с помощью кнопки может утапливаться, приближаясь к геркону ГК2. Тем самым обеспечиваются замыкание его и включение стартера посредством реле P1 , контакты которого коммутируют обмотку стартерного реле двигателя).

герконовый замок

Рис. 32 Схема устройства

Форма и конструкция магнитного ключа зависят от вашего вкуса, а размеры — от типа и количества магнитов. Последнее же, в свою очередь, — от желаемой степени зашифрованности замка. Если включить большее число герконов, то для срабатывания всех их потребуется и большее число совмещаемых магнитов. Следовательно, включить зажигание не удастся даже знающему принцип действия герконового замка.

Замок можно еще более усложнить, поместив дополнительно один или несколько герконов между герконами, управляющими включением зажигания. Так, геркон ГК4  блокирует обмотку реле P2 при первой же попытке постороннего открыть, вернее, включить замок.

Можно применить герконы любого типа, но наиболее удобны КЭМ-2. Они имеют высокую чувствительность при малых размерах.

Герконы вклеивают в прорези полистироловой планки толщиной 4—5 мм. Расположение герконов может быть линейным, в шахматном порядке или комбинированным. В любом случае надо обеспечить совпадение герконов с магнитами замка, причем от каждого магнита должен срабатывать только свой геркон. Планка с герконами легко может быть замаскирована в любом месте салона: за приборным щитком, в вещевом ящике или под сиденьем. Для четкой работы замка в ключе необходимо предусмотреть две или три направляющие, например, в виде штекеров, входящих в гнезда, размещенные по краям замка.

В замке применены реле типа РЭС-22 (РФ4.500.129), контакты которых соединены параллельно, что гарантирует надежную коммутацию тока до 12 А. Можно применить и реле РЭС-9 (РС4.524.202), резисторы при этом должны иметь сопротивление 82 Ом.

Смотрите также:
Схема тревожной сигнализации для мотоцикла
Инфракрасный датчик сигнализации