Для контроля частоты вращения коленчатого вала двигателя на автомобилях иногда устанавливают механические тахометры . Используя микросхемы, можно сделать надежный электронный тахометр, имеющий очень малые габариты.

Принципиальная схема одного из таких устройств показана на рисунке.

Запускающие импульсы с датчика поступают на вход ждущего мультивибратора, собранного на двух элементах D1.1 и D1.2. Времязадающая цепочка образована конденсатором С2 и резисторами R3, R4. Измерительный прибор — миллиамперметр PA1 включен на выходе элемента D1.3. который устраняет влияние нагрузки на работу мультивибратора. Так как амплитуда и длительность импульсов мультивибратора постоянны, то средний ток. протекающий через миллиамперметр, будет пропорционален частоте запускающих импульсов, т. е. частоте вращения коленчатого вала двигателя.

электронный тахометр для авто

Частота следования запускающих импульсов F (в Гц) датчика связана с частотой вращения п (в мин-1) коленчатого вала следующим образом; F = п • z/30k, где k — тактность, а z — числи цилиндров двигателя. Используя эту формулу, можно откалибровать тахометр по сетевому напряжению

Сначала полагают F равной 50 Гц. и для этой частоты определяют частоту вращения коленчатого вала. Затем на вход тахометра подают переменное напряжение 6...8 В частотой 50 Гц н резистором R3 устанавливают стрелку миллиамперметра РА1 против деления шкалы, соответствующего найденной частоте вращения коленчатого вала. Потом подключают к тахометру датчик, и прибор готов к работе. Более точно прибор можно откалибровать с помощью звукового генератора.

Датчик представляет собой 10 витков любого провода диаметром 0.5 мм в изоляции толщиной 1...1.5 мм, намотанных на высоковольтный провод, соединяющий катушку зажигания с распределителем. Миллиамперметр РА1 с током полного отклонения стрелки 1 мА следует выбирать из группы приборов, стойких к тряске и вибрации.

Прибор питается от батареи аккумуляторов напряжением 12 В. Напряжение его питания стабилизировано цепью V3R5 (цепи питания микросхемы D1 на рисунке не показаны).

Ю. Беляцкий

Примечание. Между выводом 6 элемента D1.3 и миллиамперметром РА1 следует включить токоограничительный резистор сопротивлением не менее 240 Ом.

Смотрите также раздел: Устройсва для авто