Главными проблемами, всегда стоящими перед владельцами маломощной мототехники, являются улучшение экономичности двигателя и повышение надежности системы зажигания.
В последние годы практически все автомобили и большинство двигателей в различной мототехнике оснащаются электронными блоками зажигания Но огромный парк старой техники по-прежнему эксплуатируется с электромеханическими блоками зажигания.
Предлагаемый для одноцилиндрового двигателя блок построен на базе генератора переменного тока с напряжением на обмотках 6 В и 12 В. Такой генератор вырабатывает переменное напряжение синусоидальной формы Кулачок прерывателя находится в разомкнутом состоянии 1/10 времени полного оборота коленчатого вала двигателя. Все остальное время контакты прерывателя замкнуты. Получается, что 9/10 времени идет на накопление энергии, а 1/10 — на новообразование.
Энергия запасается в электрическом поле специального накопительного конденсатора, который в нужные моменты времени подключается к катушке зажигания Катушка зажигания индуцирует высокое напряжение (20 30 кВ), поступающее на свечу. В разработанном устройстве (рис.1)катушка генератора должна быть отсоединена от массы двигателя. Если есть возможность, на нее нужно домотать дополнительно 35-40 витков обмоточного провода ф 0,45-0,5 мм.
Остальные детали остаются штатными С независимой обмотки генератора напряжение поступает на выпрямитель-накопитель. С диодов VD1 VD4 постоянное напряжение подается на транзисторный формирователь, который вырабатывает управляющие импульсы для открывания тиристора VS1. Конденсатор С4 защищает от дребезга контактов прерывателя. Стабилитрон VD7 ограничивает напряжение на базе VT1 и предотвращает его перегрев на максимальных оборотах Конденсатор С6 обязательно должен быть морозостойким — типа ЭТО, К53/ Его емкость может находиться в пределах 22- 33мкФ. Сопротивление резистора R2 подбирается в зависимости от применяемой катушки (200 390 Ом)
Трансформатор Т1 имеет мощность 10 Вт. Обмотка I содержит 10 витков провода ПЭВ-2 00,45...0,47 мм, обмотка II — 4500 витков ПЭВ-2 00,12...0,15 мм. Магнитопровод — ШЛ. Если есть готовый сетевой трансформатор необходимой мощности, то коэффициент трансформации должен быть 35:1. После сборки трансформатор покрывается несколькими слоями нитролака для предотвращения пробоя вторичной обмотки.
При применении катушки зажигания фирмы “Motorkraft” и свечей зажигания ф.“Bosh” длительность искры составила 1,0... 1,2 мкс. Момент опережения зажигания устанавливался 1,5...1,7 мм от верхней мертвой точки, зазор свечи— 0,9...1,1 мм. При длительной работе двигателя с описанным блоком зажигания никогда не наблюдалась копоть на электродах свечи, даже на самых низких оборотах. Вид сигналов в контрольных точках блока зажигания показан на рис.2.
Литература
1. Красуцкий М. Блок электронного зажигания со стабилизатором переменного тока. — Радиолюбитель, 2001, N10, С.8.
2. Красуцкий М. Модернизация электронного блока зажигания. — Радиолюбитель, 2004, N2, С46.