В статье описана конструкция воздушного компрессора, для изготовления которого использован компрессор от старого холодильника. Предлагаемый компрессор содержит: электронное пусковое реле и электронный выключатель двигателя, управляемый датчиком давления, звуковой сигнализатор, сообщающий о достижении заданного уровня давления, модернизированный манометр и компрессор от холодильника.

 

компрессор своими руками

В настоящее время многие граждане нашей страны заменяют старые холодильники современными. В основном, в старых холодильниках компрессоры находятся в рабочем состоянии, но в некоторых экземплярах встречаются поврежденные пусковые реле. Эти компрессоры могут еще послужить в домашнем хозяйстве. Испытания компрессора от холодильника «Орск»

как сделать компрессор своими руками

Рис.1 Схема автоматического управления воздушным компрессором

показали, что он может создавать давление воздуха более 10 атмосфер. Для использования его в качестве компрессора для накачивания шин автомобиля, покраски изделий пульверизатором, продувки жиклеров и т.п. разработана и длительно эксплуатируется конструкция с электронной схемой управления (рис.1). В состав этой схемы входят: электронное пусковое реле, электронный выключатель сети, датчик давления, маломощный блок питания реле, управляющего электронным выключателем, и звуковой сигнализатор срабатывания датчика давления. В качестве датчика давления использован промышленный манометр, в который был встроен изолированный от корпуса регулируемый контакт. Для установки этого контакта необходимо в корпусе манометра просверлить отверстие напротив конца его трубки, приводящей в движение стрелку указателя давления, и установить на изоляционных прокладках втулку с контактным лепестком и регулировочным винтом с контргайкой (рис.2).

бытовой компрессор для покраски

На рис.2 обозначены:

1    - корпус манометра;

2    - трубка манометра;

3    - втулка контакта датчика;

4    - контактный лепесток;

5    - гайка М6;

6    - контргайка с рычажком;

7    - регулировочный винт М3;

8    - втулка изоляционная;

9    - шайба изоляционная.

Схема работает следующим образом: при включении тумблера SA1 тиристоры VS1 и SV2 открыты, так как их управляющие электроды соединены нормально замкнутыми контактами К 1.1 реле К1. Напряжение сети поступает на рабочую и пусковую обмотки. Тиристоры SV3 и SV4 открыты, пока через их управляющие электроды и диодный мост VD2 заряжается конденсатор СЗ. При полном заряде конденсатора СЗ диодный мост VD2 запирается, в результате чего управляющие электроды VS3 и VS4 обесточиваются, и подача напряжения через тиристоры на пусковую обмотку прекращается. Двигатель компрессора продолжает работу в нормальном режиме до получения нужного давления, при котором трубка манометра касается контакта D1.1 датчика и создает цепь питания реле К1. При срабатывании реле контакты К 1.1 размыкаются, тиристоры VS1 и VS2 запираются и прекращают подачу напряжения на двигатель. На электронном выключателе появляется напряжение сети, которое через гасящий конденсатор С1 подается на звонок, сигнализирующий о достижении нужного давления воздуха в системе. Контакты К 1.2 при этом замыкаются и поддерживают электронный выключатель в закрытом состоянии до выключения тумблера SA1. При выключении тумблера SA1 конденсатор СЗ разряжается через резистор R3, и схема возвращается в исходное состояние.

Свечение светодиода VD4 сигнализирует об отключении пусковой обмотки двигателя компрессора. Это необходимо для контроля за работой электронного пускового реле, так как в схеме могут оказаться некачественные детали, отказ которых может привести к повреждению двигателя. Поэтому некоторое время, после сборки устройства, необходимо понаблюдать за своевременным отключением пусковой обмотки. Светодиод также облегчает подбор емкости конденсатора СЗ, от которой зависит время подачи напряжения на пусковую обмотку двигателя. Она должна быть минимальной при надежном запуске двигателя от пониженного напряжения до 180 В. Резистор R в цепи питания реле К1 подбирается по току его срабатывания при использовании трансформатора Т1 с напряжением вторичной обмотки выше необходимого для питания имеющегося типа реле. Тиристоры VS1-VS4 могут быть типа КУ202 с буквенными индексами К, Л, М, Н. В авторском варианте применены тиристоры типа КУ202Н. При выполнении этих рекомендаций схема будет работать надежно, что подтверждено опытом эксплуатации такого компрессора. Для накачивания шин и продувки изделий достаточно малогабаритного ресивера, а для покраски изделий пульверизатором необходимо подключать дополнительную емкость высокого давления на 30...50 литров.

Конструкция компрессора показана на фото. Монтажная плата электронной схемы устройства показана

изготовление компрессора своими руками

Рис.3

на рис.3. Она закрывается пластмассовой крышкой с отверстием для наблюдения за светодиодом.

От редакции. Особенностью компрессоров бытовых холодильников, обеспечивающим их долговечность, является их работа в замкнутой масляно-фреоновой среде. В данном случае это условие не соблюдается. Поэтому предлагаемое устройство будет надежно работать не со всеми компрессорами от старых холодильников.

А.Н. Журенков, г. Запорожье