Защита электродвигателей (рис. 1) основана на непрерывном измерении температуры обмотки электродвигателя и отключении его от сети при превышении температуры выше максимально допустимой.

 

ТЕПЛОВАЯ ЗАЩИТА ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЕЙ

При перемотке вышедшего из строя электродвигателя вместе с обмоткой в пазы закладываются два термосопротивления типа ММТ-4 с номиналом при 20°С — 43 ком. Сопротивления размещаются в обмотках двух различных фаз, соединяются в параллель и составляют одну ветвь моста, сбалансированного на заданную от 30 до 150°С температуру (в данном случае на 95°С). В одну диагональ моста подается напряжение питания порядка 20 в, в другую включено поляризованное реле типа РП-5.

Если обмотка двигателя не нагревается выше +95°С, мост разбалансирован и контакты реле замкнуты. При повышении температуры сопротивление ММ3-4 уменьшается и на заданной температуре мост, образованный сопротивлением R1, R2, R3 и ММТ, оказывается сбалансированным, и ток через обмотку реле РП-5 становится равным нулю. Контакты реле опускают и отключают промежуточное реле и цепь питания электродвигателя. При остывании двигателя процесс повторяется в обратном порядке. Все данные деталей указаны на схеме.

Кроме того, подобное устройство защищает обмотку электродвигателей от сгорания при межвитковых замыканиях и пробоях обмотки на корпус. В этом случае приходится перематывать только дефектные катушки.

М. Бабаков, А. Стрельчик