В радиолюбительском практике  очень часто используются  3-фазные электродвигатели. Но для их питания совсем необязательно наличие трехфазной сети. О некоторых вариантах запуска электродвигателей, включенных в однофазную сеть, читатели узнают ниже.

 

Наиболее простым способом запуска 3-фазного двигателя является раскручивание ротора с помощью шнура длиной около метра, предварительно намотанного на вал. Такой способ неудобен и применяется там, где двигатель запускается без нагрузки.

При наличии двух одинаковых пли близких по мощности электродвигателей один из них можно использовать в качестве генератора «сдвинутой» фазы. Делается это следующим образом. Двигатели включаются по схеме, изображенной на рис. 1. Один из двигателей запускают, например, первым способом и после разгона оставляют включенным в сеть. Второй двигатель легко запускается при включении рубильника Вк2. Эта схема может быть использована там, где установлено несколько двигателей. Любой работающий двигатель позволяет получить «сдвинутую фазу» для другого двигателя, который требуется включить.

работа трехфазного двигателя в однофазной сети

Рис. 1

Наиболее эффективный способ пуска электродвигателя—это подключение третьей обмотки через фазосдвигающий конденсатор.

Для нормальной работы двигателя с конденсаторным пуском емкость конденсатора должна меняться в зависимости от числа оборотов. Поскольку это условие трудно выполнимо, на практике управление двигателем производят двухступенчато. Включают двигатель с расчетной (пусковой) емкостью конденсатора, а после его разгона пусковой конденсатор отключают, оставляя рабочий (см. рис. 2). Пусковой конденса-

работа трехфазного двигателя в однофазной сети

Рис. 2

тор отключается центробежными выключателями, вручную или специальными схемами (см. «Радио» № 11, 1969 г.). Рабочая емкость конденсатора для 3-фазного двигателя определяется по формуле

если обмотки соединены по схеме «звезда» (рис. 2, а), или


если обмотки соединены по схеме «треугольник» (рис. 2, б). При известной мощности электродвигателя, ток можно определить из выражения

где Р — мощность двигателя, указанная в паспорте (на щитке), вт;

U — напряжение сети, в;

cos φ — коэффициент мощности;

η — к. п. д.

Емкость пускового конденсатора определяется из соотношения

В целях упрощения расчета приводится таблица выбора емкости конденсатора в зависимости от схемы соединения обмоток при напряжении сети 220 в.

Рабочее напряжение конденсаторов должно быть в 1,5 раза больше напряжения сети, а конденсатор обязательно бумажным. В качестве пусковых могут быть использованы и электролитические конденсаторы с рабочим напряжением 450 в (схема соединения на рис. 3). При таком включении корпус конденсаторов находится под напряжением, поэтому его нужно изолировать. Электролитические конденсаторы могут работать только кратковременно.

Рис. 3

Для электродвигателя с конденсаторным пуском существует очень простая схема реверсирования. При переключении переключателя Вк1 (рис. 2) двигатель меняет направление вращения.

Эксплуатация двигателей с конденсаторным пуском имеет некоторые особенности. При работе электродвигателя вхолостую по обмотке,

Мощность ЭЛ. двиг., паспортная, Вт

Емкость конденсатора при соединений обмоток электродвигателя в

звезду

треу

голь

ник

звезду

треу

голь

ник

рабочая, мкф.

пусковая,

мкф

10

0,6

1,0

1,8

3,0

15

0,9

1, 5

2,7

4,5

20

1,2

2,0

3,6

6,0

25

1.5

2,5

4,5 ,

7,5

30

1,8

3,0

5,4

9,0

40

2,4

4,0

7,2

12

50

3,0

5,0

9,0

15

60

3,6

6,0

10,8

18

70

4,2

7,0

12,6

21

80

4 ,8

8,0

14,4

24

90

5,4

9,0

16,2

27

100

6,0

10,4

18

31,2

120

7,2

12,4

21,6

37

180

11

18

22

55

250

15

25

45

75

270

16

27

49

81

300

18

31

54

93

400

24

40

72

120

500

30

50

90

150

600

36

60

108

180

800

48

8 0

144

240

1000

60

104

180

312

 

питаемой через конденсатор, протекает ток на 20—40% больше номинального. Поэтому при работе двигателя с недогрузкой нужно уменьшать рабочую емкость.

На отключенном пусковом конденсаторе остается электрический заряд, поэтому для разряда его нужно за-шунтировать резистором 150— 200 ком.

При перегрузке двигатель может остановиться, для его запуска необходимо снова включить пусковой конденсатор.

Инж. В. ПОЦЕЛУЕВ, РАДИО № 11 1970 г.

Читайте также : Бесконденсаторный пуск трехфазных электродвигателей от однофазной сети