В холодное время года старые автомобильные аккумуляторы начинают "капризничать" и их приходится подзаряжать. В большинстве случаев автолюбителю нужно к утру подзарядить слабый аккумулятор и для этого не обязательно иметь сложное зарядное устройство (ЗУ).

В свое время выпускалось компактное надежное ЗУ для автомобильных и мотоциклетных аккумуляторов, состоявшее из понижающего трансформатора с переключающейся вторичной обмоткой, мостового выпрямителя и амперметра.

Простое зарядное устройство для автомобильных АБ

При изготовлении ЗУ по такой схеме основные сложности возникают с подбором готового трансформатора или намоткой толстым проводом вторичной обмотки с отводами. Подбор готового трансформатора можно упростить, если применить простую схему фазового управления средним значением тока [1]. В этой схеме тиристором VS1 управляет генератор на однопереходном транзисторе VT1 с времязадающей цепочкой (R2+R3)-C3.

Во время положительного полупериода переменного напряжения на вторичной обмотке Т1 конденсатор СЗ заряжается через резисторы R2 и R3. При достижении напряжением на СЗ порогового значения генератор на однопереходном транзисторе VT1 вырабатывает короткий импульс, открывающий тиристор VS1, который остается открытым до кон-, ца положительного полупериода. Момент включения тиристора определяется емкостью конденсатора СЗ и суммарным сопротивлением резисторов R2 и R3. При малом сопротивлении конденсатор быстро заряжается, тиристор открывается в начале полупериода, и среднее значение зарядного тока максимально. При увеличении сопротивления тиристор открывается позже, и ток заряда аккумулятора уменьшается. Величина зарядного, тока устанавливается резистором R2 в пределах 0...5 А.

Когда переменное напряжение проходит через ноль, тиристор закрывается. При отрицательном полупериоде ток через нагрузку не проходит, т.е. тиристор выполняет функции не только регулирующего элемента, но и однополупериодного выпрямителя. Поэтому в схеме обычного выпрямителя нет. Отрицательный полупериод не оказывает влияния и на генератор. Пройдя через резистор R1, он закорачивается на общий провод через стабилитрон VD1, который для отрицательного напряжения — обычный диод. Поэтому в схеме симметричный стабилитрон применять нельзя.

При однополупериодном выпрямлении по вторичной обмотке трансформатора протекает постоянная составляющая тока, под-магничивающая сердечник, что может привести к его насыщению и перегреву обмоток. Поэтому объем сердечника, по сравнению с расчетным, нужно увеличить в 1,5...2 раза.

Понижающий трансформатор, если нет готового, можно применить от лампового телевизора (160...200 Вт). Его вторичные обмотки снимаются и вместо них наматывается новая проводом ПЭЛ 01,56 мм. Тиристор — КУ202Е(И, Л, Н). Его нужно установить на подходящем теплоотводе. Учитывая, что аккумулятора GB1 соединяется с анодом тиристора, VS1 можно закрепить на корпусе зарядного устройства и использовать его в качестве теплоотвода. Конечно, если корпус устройства металлический.

Литература

1. Д.Ленк. Электронные схемы: Практическое руководство. — М.; Мир. 1985.

П.СЕВАСТЬЯНОВ,