Очень часто маломощные аккумуляторы необходимо зарядить в полевых условиях, где отсутствует питающая сеть 220 В/50 Гц. В этом случае выход из положения — использование энергии автомобильного генератора. Схема, предназначенная для этого, описывается в данной статье.

 

Данная статья написана по материалам публикации в чешском радиолюбительском журнале [1]. Как отмечал автор, авиамоделисты имеют потребность подзаряжать небольшие аккумуляторы своих моделей во время их летных испытаний или соревнований. В этом им помогают мощные автомобильные аккумуляторы, от которых и подзаряжаются аккумуляторы моделей. Время подзарядки в данном случае является определяющим фактором для авиамоделистов — процесс подзарядки должен быть очень быстрым. Этому способствуют способ зарядки аккумуляторов постоянным (стабильным) по величине током и выбор типа аккумуляторов, допускающий зарядку большими токами.

автомобильная зарядка малогабаритных аккумуляторов

Рис.1

Схема простого зарядного устройства показана на рис. 1. Практически данная схема обеспечивает зарядку аккумуляторов с любым номинальным напряжением. . лавное, чтобы напряжение полностью заряженного авиамодельного аккумулятора хотя бы на 1 ...2 В было меньше, чем напряжение заряжающего автомобильного аккумулятора (12 В).

Автомобильный аккумулятор 12... 13,5 В подключают к контактам схемы К1. На транзисторах Т2 и ТЗ собран источник стабильного тока. Заряжаемый аккумулятор авиамодели подключается к контактам колодки К2.

Транзистор ТЗ отпирается током, протекающим через резистор R3. Транзистор Т2 будет управляться падением напряжения на одном из резисторов R4—R7, который выбирают переключателем S1. Если ток заряда аккумулятора не превышает определенного уровня, то и падение напряжения на этом резисторе мало и недостаточно для отпирания транзистора Т2.

Как только ток заряда аккумулятора возрастает, транзистор Т2 отпирается, что приводит к подзапиранию транзистора ТЗ и уменьшению тока заряда аккумулятора. Так происходит стабилизация тока заряда аккумулятора на любом из поддиапазонов работы зарядного устройства.

Переключателем S1 выбирают один из четырех возможных поддиапазонов работы зарядного устройства. При номинале R7 1,5 Ом ток заряда составляет примерно 0,4...0,5 А. Подбирая номиналы резисторов R4-R7 при настройке зарядного устройства, можно настроить зарядное устройство и на другие величины токов.

Светодиод LD1 предназначен для индикации подключения к контактам К2 аккумулятора для зарядки. Если заряжаемый аккумулятор не подключен к зарядному устройству (ЗУ), то транзистор Т1 заперт, а светодиод LD1 не светится. При подключении заряжаемого аккумулятора к контактам К2 через транзистор ТЗ протекает ток заряда аккумулятора. Будет протекать ток и через базовый переход транзистора Т1. Транзистор Т1 отпирается, и светодиод начинает светиться.

Диод D1 предназначен для исключения опасности повреждения элементов схемы и самого заряжаемого аккумулятора, если случайно была перепутана полярность его подключения к контактам К2 зарядного устройства. Диод при этом запирается.

В процессе работы схемы на транзисторе ТЗ рассеивается значительная мощность, и он нагревается. Для уменьшения нагрева транзистора использован радиатор охлаждения.

Следует обратить внимание читателей на необходимость контроля времени зарядки аккумулятора и степени его заряженности. Эти процессы в данной простейшей схеме не автоматизированы.

Е.Л. Яковлев

Литература

1. Nabijenka akumulatorui z automobilcvft

baterie//Amaterske RADIO. - 2008. - №10. -S. 16-17.

март-апрель / 2009