К сожалению, срок эксплуатации свинцовых аккумуляторов автомобилей в последние годы значительно сократился, а их стоимость постоянно растет. Вот, и приходится автолюбителям искать доступные способы регенерации аккумуляторов. Об одном из них было рассказано в [1].

Срок службы аккумуляторов вообще и свинцовых, в частности, зависит от многих факторов. Если исключить влияние условий эксплуатации (большие перепады температур, обусловленные низкими температурами внешней среды, но хранением автомобиля в утепленных гаражах; длительные перерывы в езде автомобиля, а, значит,

десульфатация кислотных аккумуляторов

Рис. 1 Устройство для десульфатации кислотных аккумуляторов

и отсутствие своевременной подзарядки аккумуляторов и т.д.), то в любом случае за время эксплуатации аккумуляторов происходит сульфатация их пластин. При правильной эксплуатации сульфатация проходит постепенно в течение длительного времени, а при нарушении условий эксплуатации процесс сульфатации наступает значительно быстрее. В результате сульфатации пластин аккумуляторов происходит снижение их емкости, увеличивается саморазряд аккумуляторов, возрастает внутреннее сопротивление аккумулятора. Если сульфатация пластин в конкретном аккумуляторе находится на начальной стадии, то такой аккумулятор еще может быть восстановлен.

Один из способов регенерации свинцового аккумулятора состоит в тренировочно-восстановительных циклах разряда аккумуляторов кратковременными импульсами тока большой величины. Ниже приводится принципиальная схема устройства для регенерации свинцовых аккумуляторов автомобилей (рис.1 [1]).

На микросхеме IC1 широко распространенного таймера NE555 выполнен импульсный генератор с частотой генерации порядка нескольких кГц. Частота генерации и скважность импульсов зависят от номиналов радиокомпонентов C1, R1, R2. Первоначально разряженный конденсатор С5 заряжается до потенциала источника питания 12В через дроссель L2. При этом сток-исток транзистора Т1 практически закорочены L1 и С5, и транзистор Т1 находится в непроводящем состоянии.

После заряда конденсатора С5 транзистор Т1 кратковременно отпирается и через дроссель L1 начинает разряжать этот конденсатор. Как только транзистор Т1 вновь запирается дальнейший разряд конденсатора С5 продолжается через диод D2, шину GND схемы и аккумулятор. В том случае, если использовался достаточно качественный экземпляр конденсатора С5, а аккумулятор подключался к схеме «мощными» клеммами и «толстыми» проводами, то импульс разрядного тока может достигать 5... 10 А, а среднее потребление тока схемой при этом не превышает 40 мА.

При повторении схемы следует обратить внимание на выбор (или изготовление) дросселей L1 и L2. Они должны допускать работу на больших токах, указанных на рис. 1.

Транзистор Т1 и диод D2 также должны быть сильно-точными и монтироваться на радиаторах.

Евгений Яковлев.

Литература

1. Ozivovac olovenych akumulatoru // Amaterske

RADIO.-2009.-№7.-S.21.