Регулировать частоту вращения электродвигателя постоянного тока можно, изменяя на нем напряжение при помощи простейшего регулятора, собранного на одном транзисторе. Но этот метод подходит для маломощных электродвигателей, так как потребляемый ток небольшой. Для управления более мощными двигателями этот метод не подходит, т. к. для транзистора потребуются более массивные радиаторы. В таких случаев применяют методом фазово-импульсной модуляции. На двигатель подается полное напря-

Рис.1

Рис.2

жение с изменяемой скважностью. Эпюры, показанные на рис.1, соответствуют 10% напряжения на двигателе, а на рис.2 - 90%. Тем самым на двигателе изменяется действительное напряжение, которое и влияет на скорость вращения ротора.

Регулятор частоты вращения мощного

Рис.3

Простейший способ изменять скважность импульса при неизменной частоте, это воспользоваться преобразователем напряжение-фаза, выполненном на интегральном таймере КР1006ВИ1 (рис.3). Частоту генератора можно изменять в широких пределах емкостью С1. Для улучшения открытия транзистора VT1 можно уменьшить сопротивление резистора R3 до 56...120 Ом, необходимо только следить, чтобы ток нагрузки по выводу 3 (D1) не превышал 100 мА. Напряжение питания устройства можно менять в широких пределах от 4,5 до 16,5 В.

Рис. 4, чертеж печатной платы

В заключение стоит заметить, что оба метода регулировки частоты вращения двигателя имеют неприятную сторону, с уменьшением частоты вращения двигателя уменьшается и мощность. Для того чтобы этого не происходило, необходимо вводить обратную связь, которая будет не только стабилизировать обороты ротора, но и компенсировать потерю мощности.

С.М. Абрамов.

Смотрите также: Схемы на NE 555