Многие люди имеют дачные участки, коллективные гаражи и т. д без электроснабжения, а если оно и есть, то далеко не у каждого владельца имеется сварочное оборудование, в наше время без него очень трудно. Можно конечно самому изготовить или приобрести готовое сварочное оборудование, его сегодня на рынке предостаточно, но на приобретение готового изделия потребуются немалые финансовые затраты.

 

Предлагаемый метод сварки в полевых условиях не требует больших капиталовложений и доступен многим.
Для примера, представьте ситуацию, вы с друзьями несколькими автомобилями поехали отдохнуть к морю, и как очень часто бывает, случилась поломка автомобиля. Без выполнения сварочных работ дальнейшее движение и буксировка автомобиля невозможна. Что делать? Вызывать техпомощь (эвакуатор)? Где ее искать, когда мобильный телефон в зоне недосягаемости. У вас будет испорченное настроение, большие финансовые затраты и куча других проблем.

Сварка без сварочного оборудования

Рис. 1

В этом и других случаях существует простой, уникальный и неоднократно проверенный на практике способ выполнения сварочных работ без сварочного оборудования, а именно сварка от аккумуляторов (см. рис.1).При этом качество сварного шва превосходит качество шва полученного практически на любом другом сварочном оборудовании, т. к. в данном случае используется, по сути, идеальный химический источник постоянного тока.

Для этого нужны два провода длиной 2...5 метров каждый, сечением не менее 10 кв. мм, оснащенные держателем электрода и зажимами для подключения к выводам аккумуляторных батарей, сварочная маска (в крайнем случае подойдут солнцезащитные темные очки, темное стекло и т.д.), кусок стального или нихромового провода сечением от 5 кв. мм и длиной около двух метров в качестве балласта, две перемычки из толстого провода или токопроводящие металлические полосы длиной 30 см (для последовательного включения аккумуляторов), электроды сварочные 2...3 мм, для постоянного или переменного тока, а также самое основное — три (или две при сварке электродом 2 мм) автомобильные аккумуляторные батареи (АКБ), которые можно позаимствовать у других людей на время проведения сварочных работ.

Чтобы не было неприятностей, желательно использовать схему контроля напряжения на аккумуляторах. Подобных схем очень много описано в различных изданиях. Можно использовать, например, приведенную на рис.2 настроенную на напряжение примерно 28...30 В (или внимательно следить за процессом сварки визуально и сварку прекратить, когда прихватывает сварочный электрод, чтобы предотвратить чрезмерную разрядку АКБ).

После проведения сварочных работ, а также при ухудшении качества сварки, аккумуляторные батареи необходимо обязательно полностью зарядить (в автомобиле или на зарядном устройстве).
Ориентировочно максимальное время сварки на трех АКБ емкостью 60 А-ч, и электродами диаметром 3 мм составляет 25...30 минут.

Схема контроля напряжения

Рис. 2 Схема контроля напряжения аккумулятора

Методика проведения сварочных работ, описанная в данной статье, позволяет использовать ее в различных областях народного хозяйства. В первую очередь, в коммунальных и аварийно-спасательных службах в экстремальных условиях для ликвидации аварийных ситуаций и т.д., достаточно оснастить спецавтомобили (микроавтобусы, джипы и др.) дополнительными комплектами мощных АКБ большой емкости (190...270 А-ч и более), тогда время непрерывного проведения сварки значительно увеличивается и может достигать нескольких часов, а при организации цикла беспрерывной зарядки АКБ вплоть до нескольких суток.

А.Н. Черныш. В. Ц. Милевский. пгт. Макаров.