На рис. 1 приведена электрическая принципиальная схема автоматического зарядного устройства. Схема обеспечивает два режима работы — ручной и автоматический.
"Мозгом" данного устройства является устройство контроля напряжения ( УКН, обведено красным), которое и управляет просессом заряда.
Рис. 1. Схема зарядного устройства
В ручном режиме работы выключатель SА1 находится в положении включено,(по схеме "Ручн"). Переключателем SA2 устанавливается необходимый ток зарядки. При ручном режиме работы схема автоматики на процесс зарядки не влияет.
Рассмотрим работу схемы в автоматическом режиме заряда. Переключатель SA1 разомкнут. При напряжение на аккумуляторе меньше 14,5 В, напряжение на стабилитроне VD5 не достаточно для его отпирания, и транзисторы VT1, VT2 закрыты. Реле К1 обесточено и его контакты К1.1 и К1.2 замкнуты. Контакты реле К 1.2 шунтируют переменный резистор R3. Идет заряд аккумуляторной батареи. При достижении напряжения на аккумуляторе 14,5 В стабилитрон VD5 открывается, что приводит к отпиранию транзисторов VT1,VT2. Срабатывает реле К1 и его контакты К 1.1 выключают питание зарядного устройства. Т.к контакты К1.2 разомкнуты,в цепь делителя напряжения R2-R5 включается дополнительный резистор R3. При этом падение напряжения на VD5 увеличится, и он будет оставаться в открытом состоянии пока напряжение на аккумуляторе не снизится до 12,9 В. При снижении напряжения до этого значения, транзисторы VT1 и VT2 закроются, реле К1 обесточится, и его контакты К1.1 включит питание зарядного устройства. Процесс зарядка начнется вновь.
Настройка узла автоматики зарядного устройства производится следующим образом. Устройство к сети не подключаемся. К выходу ХР2 присоединяется стабилизированный источник постоянного тока с регулируемым выходным напряжением. Выставляем на нем напряжение 14,5 В. Резистора R3 устанавливается в нижнее по схеме положение, а резистор R4 в верхнее. При этом транзисторы должны быть закрыты, а реле, соответственно, выключено . Медленно вращая резистор R4, добиваемся срабатывания реле. Затем на клеммах соединителя ХР2 устанавливается напряжение 12,9 В и добиваемся настройкой резистора R3 отпускания реле. Сопротивления резисторов делителя напряжения R2—R5 рассчитаны таким образом, что срабатывание и отпускание реле происходит соответственно при напряжениях 14,5 и 12,9 В при средних положениях резисторов R3 и R4.
Реле — любого типа с двумя группами размыкающих или переключающих контактов, надежно работающее при напряжении 12 В. Можно, например, использовать реле РСМ-3 паспорт РФ4.500.035П1 или РЭС6 паспорт РФ0.452.125Д.
Таблица 1 Моточные данные трансформатора
Тип сердечника |
1 обмотка |
II обмотка |
||
число витков |
диаметр провода, мм |
число витков |
диаметр провода. мм |
|
ШЛ25Х40 |
900 |
0,41 |
32+7x3=53 |
1,6 |
УШ26Х52 |
700 |
0,45 |
20+7x3=41 |
1,6 |
УШ30Х30 |
1000 |
0,45 |
32+7x4=60 |
1.6 |
Хотелось бы добавить, что не обязательно повторять всю схему целиком, достаточно собрать схему автоматики (УКН) и добавить её в зарядное устройство, которое у Вас уже есть.
Смотрате также: Регулируемый стабилизатор тока